Видеоигровой рынок Китая отличается от западного не только с юридической точки зрения, но и спецификой самих продуктов. Алексей Негодин, CEO компании CreaGames, занимающейся выпуском браузерных онлайн-игр, (Dragon Knight, Guns’n’Magic) в колонке для DTF рассказал о том, на что издателю стоит обратить внимание при выборе китайской игры для распространения в России, а также с какими рисками это сопряжено.
Давайте говорить начистоту — на рынке браузерных игр почти не осталось российских разработчиков, поэтому издатели исследуют другие страны в поисках новых проектов. Многие выбирают Китай по вполне очевидным причинам, основные среди которых — количество предлагаемых игр и их стоимость.
Однако, покупая игру в Китае, начинаешь понимать, что это чрезвычайно муторный и бюрократически неочевидный процесс, а количество клонов бьёт все рекорды. Многочисленные аспекты осложняют работу как с запуском, так и последующей поддержкой проектов на своих рынках. И это касается не только браузерных игр. Но и этим дело не ограничивается, для начала нужно эту игру выбрать и оценить риски.
Существует два подхода к выбору игры, которая принесёт максимальную прибыль и снизит риски для компании. Первый — это анализ сухой статистики и субъективное суждение о том, нравится игра или нет. На личном опыте мы убедились, что это примерно 20% уверенности в игре и внутренние ощущения, а остальные 80% — анализ статистических данных, оценка надёжности компании и её предыдущие результаты.
Вопрос в следующем: где взять эту статистику и на какую информацию можно опираться. Какие-то сведения можно получить в ходе ведения переговоров с разработчиком или владельцем эксклюзивных прав, поскольку иногда это две разные компании. Данная информация является строго конфиденциальной и узнать её можно после подписания NDA. Однако и это не гарантирует, что перед вами сразу откроют все карты. У разработчиков есть свои задачи, а именно продать игру на наиболее выгодных условиях, поэтому показатели могут завышать или демонстрировать только самые успешные месяцы.
С проверкой надёжности компании уже сложнее. На рейтинги смотреть можно, но всецело полагаться на них всё же не стоит. Проблема в том, что даже крупная компания может оставить вас у разбитого корыта, если проект моментально не начнет приносить прибыль и показывать хорошие результаты. А вот возможность запросить больше информации о потенциальном партнёре у других китайских компаний, которым вы доверяете, будет для вас лучшим источником.
Не стоит забывать также внимательно смотреть, нет ли в игре слишком знакомых персонажей. Нарушение авторского права в Китае — обычное дело. Покемонов, трансформеров и, конечно же, всеми любимых персонажей Blizzard, вы найдёте в каждой второй китайской игре. Поэтому обязательно получите подтверждение от разработчика, что у них есть лицензия на использование данных персонажей, которые позволят избежать проблем с авторским правом.
Вспомним историю Riot Games и Moontoon Technology, когда китайская компания-разработчик использовала образы и дизайн карт создателей League of Legends. Естественно, американская компания подала в суд на китайского разработчика, но исход пока прогнозировать сложно. В некоторых случаях это связано с тем, что китайские компании очень умело перекидывают договоры на свои дочерние компании и, в случае неприятностей, быстро их закрывают.
О рисках
Даже если статистика показывает, что всё отлично, риски определённо остаются. Несмотря на большое желание китайских компаний выйти в IPO, многие из них могут забыть про вас даже при наличии договора, а судиться с ними в Китае абсолютно бесполезно.
Одна из самых вероятных ситуаций — задержка со стороны разработчика по локализации и изданию игры сразу после подписания проекта. Если такое происходит, то тут два варианта: либо вы заплатили сразу почти всю сумму и теперь вы ему не так интересны, или же проблемы ещё серьезней и касаются самой компании. Лучшее, что можно сделать в работе с китайскими разработчиками — разбить платежи на две или три части.
Ещё один важный момент: одним из языков договора обязательно должен быть английский с приоритетом над другой версией, если таковая есть. Дело в том, что интерпретация пунктов договора на русском и китайском может быть разной в силу качества перевода, а английский подбивает всё под общий знаменатель. Также для любой из компаний проще найти специалиста со знанием именно английского языка для курирования и подписания договора. Остаётся вопрос юрисдикции. Советуем указывать суд и право третьей страны, например, если у вас Россия, а у разработчика Китай, то суд должен быть не китайским и не российским. Можно выбрать, например, Швецию или Сингапур.
Не редки случаи, когда у разработчика появляется новый продукт, который покоряет Китай. В такой ситуации, они могут забросить разработку других своих проектов и сфокусироваться на новом хите. На выходе остаётся игра не с годовым запасом обновлений и возможностью разработки нового контента, а просто годовой запас с перспективой закрытия проекта.
В категорию рисков также попадают и ошибочные решения на стадии выбора проекта. Игра в китайском стиле изначально повышает риски, поскольку она может не понравиться российским игрокам. Мы советуем рассматривать игры, выполненные в западном стиле, как их любят называть сами китайцы. Если очень хочется рискнуть, то можно договориться с разработчиком о перерисовке некоторых персонажей в игре, но их количество будет незначительным, поскольку никто не захочет тратить ресурсы на проект, который может не зайти на рынке. Или же вам любезно предложат увеличить размер лицензионного платежа, чтобы покрыть перерисовку персонажей. Тут решение уже зависит от ваших ресурсов.
Во избежание проблем в плане бизнеса, лучше сразу узнать все подводные камни о том, как сотрудничать с компанией из ваших юрисдикций, поскольку в Китае нет апостиля, найти нотариуса очень сложно, а получить сертификат об избежании двойного налогообложения занимает полгода.
В любом случае, важно помнить, что риски есть везде и всегда, однако, это не должно вас пугать. Например, в портфолио CreaGames достаточно успешных проектов из Китая, а Dragon Knight признали лучшей MMORPG игрой 2015 года в социальной сети «ВКонтакте», а сейчас её сиквел активно набирает популярность. Был и негативный опыт, но это уже другая история.